Пасха: история, традиции, обычаи
Пасха новозаветная – Светлое Христово Воскресенье – как главное по значимости событие года в духовной жизни православных христиан получила название Праздник праздников, Торжество из торжеств или Велик день. Пасха является самым первым в истории христианским праздником и празднуется семь дней, целую неделю. Неделя эта называется Светлой Пасхальной Седмицей, каждый день тоже имеет название Светлый – Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т.д. Пасхальный период длится до Вознесения, сорок дней.
История празднования Пасхи уходит своими корнями в глубокую древность. Около 5 тыс. лет назад племена иудеев отмечали Пасху каждую весну как праздник отела скота, позже ее стали связывать с началом жатвы, еще позже – с уходом евреев из Египта. Ну а христиане вложили в этот день совсем другой смысл и отмечают его как день воскресения Иисуса Христа. Православный мир торжествует воскресение Иисуса Христа, который своей мученической смертью искупил все людские грехи, а воскресением своим дал надежду на жизнь после смерти.
В 325 году в Никее на первом Вселенском соборе Христианских церквей было вынесено Постановление – перенести православную Пасху на неделю позже еврейского праздника и отмечать ее в первое воскресенье с наступлением первого весеннего полнолуния, в день или сразу же после весеннего равноденствия. Так и получилось, что праздник Пасхи является подвижным во времени и каждый год выпадает на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю или с 4 апреля по 8 мая – по новому.
Неделя до Пасхи называется Страстной или Великой. Особо выделяет православная церковь последние дни этой недели – Великий Четверг (день духовного очищения), Страстную Пятницу (напоминание о Страданиях Христа), Великую Субботу (день Великой печали) и, собственно, Светлое Воскресение Христово.
К дням Великой (Страстной) недели у православных христиан существовало много разнообразных ритуалов и обычаев. Великий Четверг, к примеру, и сейчас традиционно называют «Чистым» – в этот день все православные стремятся очиститься и духовно (причаститься, принять таинство), и физически (искупаться, вымыться, облиться водой). Жилье в этот день тоже подвергалось уборке, считалось, что после этого грязь обходит дом стороной в течение всего года. Другой обычай – в ночь перед Великим Четвергом ставить на стол хлеб с освященной солью.
С Четверга начиналась подготовка к празднованию – православные красили и расписывали яйца (их затем укладывали на пророщенные зеленые листочки салата или проросшую зелень пшеницы, овса), пекли куличи, пасхи, бабы, блины, пряники, другие мучные изделия, варили кисель. Для праздничного стола готовилось много блюд. Мясные блюда жарились и запекались заранее, горячих блюд на пасхальный стол не подавалось, так же как и рыба в любом ее виде.
Пасхальный праздничный стол отличался от просто праздничного особым великолепием и красотой. Кроме обилия блюд, стол украшали яркие и красочные самодельные искусственные цветы, расписанные яйца. В доме зажигались свечи, светильники, лампады.
Обычай красить яйца имеет под собой глубокое обоснование. Мария Магдалина, одна из учениц Спасителя, проповедовала в Риме. Узнав о чудесном воскресении Христа, она преподнесла в дар императору Тиберию белое яйцо со словами «Христос воскресе». Император удивился ее словам – как кто-то может воскреснуть из мертвых? И сказал, что в это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным. Он еще не закончил говорить, когда яйцо начало менять свой цвет и, наконец, стало ярко-красным! С того времени и берет свое начало известная всем пасхальная традиция одаривать друг друга крашеными яйцами.
По еще одной православной традиции, встречаясь в дни Святой Пасхи, мы приветствуем друг друга особыми словами: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе». Этот ритуал приветствия появился в те же давние времена, когда сразу после воскресения Спасителя его первые ученики и ученицы говорили при встрече друг с другом: «Воистину воста Господь».
Это наше, ставшее традиционным, пасхальное приветствие выражает собой глубочайший смысл праздника Святой Пасхи – радость победы Жизни над смертью.