Трапезы сочувствия
После похорон для близких родственников начинаются семь дней глубокого траура (шива). По иудейским обычаям поминки и застолья устраивать запрещено. По возвращении с кладбища скорбящим, соблюдающим шиву, подают «трапезу сочувствия»: вареное вкрутую яйцо, вареную чечевицу (бобы) и хлеб. Яйцо символизирует невозможность выразить горе скорбящего словами. Мясо и вино запрещено все время траура за исключением праздников и суббот. Первую трапезу после похорон для скорбящих готовят соседи или друзья.
Семь дней скорбящие не выходят из дома, не развлекаются и не работают, не бреются, не моются и не стригутся, сидят только на низких табуретках или подушках, не приветствуют входящих и не прощаются, читают Кадиш и не отвлекаются от скорби. Все семь дней в доме горит свеча в память по умершему для возвышения его души, и занавешены все зеркала.
Следующая ступень траура – тридцать дней после похорон (шелошим).
В течение 11 месяцев по усопшему читают Кадиш Ятом (Кадиш сироты). Читают не менее одного раза в день, стоя, в присутствии миньяна после чтения псалмов или в завершение молитвы. Не может читать Кадиш тот, у кого оба родителя живы.
На седьмой и на тридцатый день после похорон принято посещать могилу усопшего, читать псалмы и молитвы и делать пожертвование. Но если седьмой день выпадает на субботу или на праздник, то посещение могилы откладывают на следующий день. Перед уходом с кладбища на могиле оставляют камешек.
Йорцайт – годовщина смерти, ее принято отмечать в соответствии с датами еврейского календаря. В первый год отмечается годовщина похорон, а не смерти. По истечении ровно 12 месяцев обязательно посещение могилы.
Накануне дня йорцайт вечером зажигают свечу или светильник. Они должны гореть до следующих звезд, сутки. Во время йорцайт посещают могилу, читают молитву (Кадиш) и псалмы, делают пожертвование.
Изкор – молитва за душу умершего в дни поминовения. Ее читают 4 раза в году: в последний день праздника Песах, в праздники Шавуот, Йом-Кипур и Шмини-ацерет после чтения свитка Торы, обязательно в его присутствии в синагоге во время праздничной утренней молитвы. Во время чтения молитвы Изкор в зале не могут находиться те, у кого живы оба родителя. Ее не читают скорбящие в первый год после похорон, но в зале находиться могут.