Джаназа намаз
Джаназа намаз – это намаз (фарз-кифайя), совершаемый как ду'а (молитва), в честь скончавшихся брата-мусульманина, сестры-мусульманки.
Выполнение погребальной молитвы джаназа намаз за упокой умершего мусульманина является коллективной обязанностью, и если ни один мусульманин из джамаата не совершит ее, то весь джамаат впадает в грех. Чем больше людей будет участвовать в заупокойном намазе, тем лучше для умершего. Заупокойный намаз – это самое лучшее из того, что живые могут сделать для усопшего.
Пророк сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их молитва не останется непринятой». Он также говорил, что «…заступничество будет принято, если примут участие в заупокойном намазе сорок человек». «Если за упокой умершего помолятся три ряда мусульман, то ему уготован Рай».
Отсюда следует, что погребальный намаз является очень важным и безгранично полезным деянием. Некоторые люди обычно считают обязательным для себя пойти на соболезнование, посетить могилу и т.п., но не придают особого значения намазу за упокой умершего. Однако человек, который искренне скорбит и жалеет умершего, прежде всего должен участвовать в погребальном намазе.
Поскольку погребальный намаз так высоко ценится Всевышним Аллахом, каждому человеку необходимо изучить правила его совершения.
До того, как совершить джаназа-намаз, нужно точно узнать следующие обстоятельства:
1 Покойный должен быть мусульманином. Если неизвестно, был ли он мусульманином или нет, или еще не выяснены обстоятельства, доказывающие его принадлежность к мусульманам, то джаназа намаз не совершается. Для установления истины нужен заслуживающий доверия свидетель или другие доказательства.
2 Покойный должен быть (ритуально) обмытым и завернутым в кафан (саван). Так же как и при обязательных намазах, молящиеся должны быть в состоянии омовения.
3 Если умерший еще не погребен, то заупокойный намаз за него можно совершить только около его тела. Если погребен, то за упокой можно молиться и стоя у могилы так, чтобы могила находилась перед молящимся, то есть в стороне Киблы. Однако во время намаза по умершему, не делается ни поясной поклон, ни земной поклон, его совершают стоя за телом умершего. Рекомендуется, чтобы умерший лежал перед имамом. Для совершения погребального намаза тело мужчины укладывается головой к востоку, а тело женщины – головой к западу. При совершении намаза по умершему мужчине имам становится у головы умершего, при намазе за упокой женщины – около ее бедра. Желательно, чтобы количество молящихся было не менее сорока человек, и им по возможности желательно стать в три ряда за имамом.
4 Все тело покойного или хотя бы большая его часть должно быть в целости. Если будет отсутствовать большая часть тела или будет в наличии только половина тела без головы, намаз ему не читается и обмыванию он не подлежит. Его просто заворачивают в материю и хоронят.
Джаназа намаз ограничивается четырехкратным произнесением такбира и чтением особого ду'а в кыйяме (стоя). В этом намазе не делаются ни сажда, ни руку'.
Имам встает против груди покойного. За ним рядами встает джамaат. Джамaату сообщается, в честь кого совершается намаз: мужчины или женщины - от этого зависит нийят. Потому что перед тем, как совершить вслед за имамом такбир, участники намаза мысленно выражают свое намерение так: «Присоединяюсь к данному имаму для совершения намаза во имя Аллаха, чтения ду'а за душу покойного (или покойницы)». При первом такбире руки поднимаются до уровня ушей, затем складываются ниже пупка и стоя читается «Субханака…» с присоединением «…уа джалля санааyка…».
После этого, не поднимая рук, произносят второй такбир. Такбиры имам произносит вслух, а другие участники намаза про себя.
Читаются: «Аллахумма салли…», «Аллахумма бярик …» Затем произносится третий такбир и читается джаназа-ду'а (заупокойная).
Кто не знает джаназа-ду'а, те в это время читают «Аллахумма иння нястяыйнyкя…» или ду'а «Кунут», или священную суру «Фатиха», но с выражением намерения читать ее вместо джаназа-ду'а. После третьего такбира читается джаназа-ду'а:
«Аллахуммагфир лихаййина уа маййитина уа шахидина уа 'гаибиня уа кабирина уа сагирина уа закарина уа yнсана. Аллахумма ман ах-яйтаху минна фа-ахйихи 'аляль ислами уа ман тауаффайтаху минна фатаваффаху 'аляль имани уа хусса хазаальмаййита бирраухи уаррахати уаррахмати уальмагфирати уарридван.
Аллахумма ин каня мухсинан фазид фи ихсанихи уа ин кяна мyсийан фатаджяваз 'анху уа лаккыхиль амна уальбyшра уалькярамата уаззyльфа бирахматика йя архамаррaхимин».
Смысл: «Мой Аллах! Прости грехи наши у тех, кто жив и кто умер, присутствующих и отсутствующих, больших и малых, мужчин и женщин. О, Господь! Тем из нас, кто будет жить, дай возможность жить по-мусульмански, умирающим - умереть верующими. Облегчи участь этого умершего, позволь ему обрести покой, прости его грехи и позволь получить твою благосклонность. О, Господь! Если умерший был благочестивым, преумножь свою милость к нему, если у него были недостойные поступки, прости его. Прояви к нему свою милость, осчастливь его своей защитой, дай ему удачу, прими его достойным и смиренным».
Если покойный – мужчина, то эта ду'а, начиная со слов «'аляль имани», читается так: «Аллахуммадж'альху ляна фаратан уадж'альху ляна аджран уа зухра. Аллахуммадж'альху ляна шафи'ан ва мyшаффа'ан».
Если покойная – женщина, то джаназа-ду'а, начиная со слов «'аляль имани», читается так: «Аллахуммадж'альха ляна фаратан уадж'альха ляна аджран уа зухра. Аллахуммадж'альхя ляна шафи'атан уа мyшаффа'атан».
Нужно сказать, что приведенная джаназа-ду’а не единственная, и молящийся может читать любую другую предпочтительную для него молитву (ду’а).
После этого произносят четвертый такбир и опустив руки по бокам, произносят салям с поворотом головы в сторону правого, а затем левого плеча.
Важные предупреждения
Многие при совершении джаназа намаза в четвертом такбире исполняют приветствие или совсем не опуская рук, или при повороте головы вправо опускают правую руку, при повороте влево – опускают левую руку.
Оба этих движения неверны. Правильно, когда после произнесения четвертого такбира, салям делается при опущенных вниз руках. Потому что руки соединяются только при кыйамах, где суннатом является зикр, а при кыйамах, где зикр не является суннатом, руки не соединяются, а находятся в опущенном вниз положении («Дурар», 1/53).
При совершении джаназа намаза, когда имам вслух произносит такбир «Аллаху акбар», некоторые люди поднимают голову. Это также является ошибочным движением. Правильно, когда во время джаназа-намаза не делается никаких движений ни головой, ни другими частями тела.
Если место совершения джаназа намаза или обувь не чисты, то обувь следует снять и встать на нее.